Престранные хобби российских царей и цариц

О российских царях и царицах!

Престранные хобби российских царей и цариц

Говорят, что любая власть развращает, а абсолютная власть развращаетполностью. Русские правители разных эпох не были исключением из этогоправила, и их даже с большой натяжкой нельзя назвать аскетичными людьми.О российских царях и царицах сохранилось множество исторических

анекдотов. Вот некоторые из них.

Петр Первый и карлы

Император Петр I – один из самых эксцентричных русских правителей.

Император Петр I любил карликов с детства, и во времена его правленияобычным делом для знатных дворян было содержать лилипутов в качествешутов. Однако сам Петр довел это увлечение до крайности. Время отвремени он приказывал запекать обнаженного лилипута в пироге, чтобыпосреди ужина тот неожиданно выскочил из него на страх гостям и на

потеху императору.

Петр даже пытался разводить карликов. На свадьбу царского шута ЯкимаВолкова и карлицы, служившей у царицы, со всей России свезли большесемидесяти карликов, по большей части бедных крестьян. Их одели вспециально сшитые наряды европейских фасонов, допьяна напоили вином изаставили плясать, чтобы развлечь присутствующих. Император был очень

доволен.

Екатерина Вторая и коллекция эротики

По слухам, кабинет, обставленный сделанной на заказ мебелью сфривольной резьбой, примыкал к личным покоям императрицы в Гатчинскомдворце. Комната была наполнена лучшими образцами эротической живописи искульптуры, причем некоторые экспонаты были доставлены с раскопокПомпеи.

По официальной версии, коллекция была уничтожена в 1950 году.Сохранился каталог, выпущенный в 30-х годах, и несколько фотографий,сделанных немецкими офицерами во время Второй мировой войны. Естьверсия, что секретный кабинет располагался не в Гатчине, а в Петергофе, и

еще может быть найден.

Иван Грозный и ненастоящий царь

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и заявил, чтоотныне становится простым боярином Владимиром Московским.

Трон онпередал крещеному татарину Симеону Бекбулатовичу, прямому потомкуЧингисхана. Симеон был официально венчан на царство в Успенском соборе, аИван поселился на Петровке.

Время от времени царь в отставке слал

Симеону челобитные, в которых подписывался Иванцом Васильевым.

За 11 месяцев правления Симеона Иван его руками вернул в казну всеземли, ранее пожалованные монастырям и боярам, а в августе 1576 года также внезапно занял престол снова. Отношения Симеона с последующимицарями сложились крайне несчастливо.

Борис Годунов приказал ослепитьего, Лжедмитрий I заставил уйти в монастырь, Василий Шуйский сослал наСоловки.

Место захоронения Симеона находится под фундаментом домакультуры Завода имени Лихачева, на месте, где когда-то располагался

некрополь Симонова монастыря.

Александр II и его чувство юмора

Однажды Александр Второй, проезжая небольшой провинциальный город,решил посетить церковную службу. Храм был переполнен.

Начальник местнойполиции, увидев императора, стал расчищать ему дорогу среди прихожанударами кулаков и криками: «С почтением! С трепетом!» Александр, услышавслова полицмейстера, засмеялся и сказал, что теперь понимает, какименно в России учат смирению и почтительности. Еще одна ироничнаяфраза, приписываемая Александру II: «Править Россией нетрудно, но

бессмысленно».

Александр III и генеалогия

Предпоследний император, прозванный Миротворцем (при нем Российскаяимперия не участвовала в войнах), любил все русское, носил окладистуюбороду и с трудом мирился с тем, что царская семья фактически состоялаиз немцев.

Вскоре после коронации Александр собрал ближайших придворных испросил их, кто на самом деле был отцом Павла I. Историограф Барсковответил, что, вероятнее всего, прапрадедом Александра был граф СергейВасильевич Салтыков. «Слава богу!» – воскликнул император, крестясь.

–«Значит, во мне есть хоть немного русской крови!»

Елизавета Петровна и женское самолюбие

Обладая от природы мягким характером, дочь Петра Первого не шла науступки только в вопросах моды и красоты.

Никому не позволялоськопировать фасон одежды и стиль прически императрицы или появиться наприеме в наряде, роскошью превосходящем платье Елизаветы.

На одном избалов императрица собственноручно срезала вместе с волосами ленты изаколки жены обер-гофмейстера Нарышкина под тем предлогом, что ее

прическа отдаленно напоминала царскую.

Однажды придворный парикмахер после бала не смог отмыть и расчесатьволосы Елизаветы, слипшиеся от парикмахерских снадобий. Императрица былавынуждена остричь свои волосы.

Немедленно придворные дамы получилиприказ побриться наголо и носить черные парики вплоть до отменыраспоряжения. Избежала бритья головы только будущая Екатерина Вторая,недавно перенесшая болезнь и за время ее потерявшая волосы.

Московскимдамам разрешили не брить голову при условии, что они скроют свои

прически под черными париками.

Павел I и служебное рвение

Павел Петрович с детства питал пристрастие к строгому порядку,военной форме и маневрам.

Александр Суворов, по слухам, был отстранен откомандования армией из-за высказываний о неуместности на русскомсолдате немецкого напудренного парика и неудобных ботинок с пряжками.

Однажды Павел проводил учебную осаду крепости, защитникам которой было

приказано всеми средствами продержаться до полудня.

За два часа до конца учений император вместе с полками, осаждавшимикрепость, попал под сильнейший ливень. Коменданту крепости былоприказано немедленно открыть ворота и впустить Павла, но он наотрезотказался выполнить распоряжение. Император промок насквозь. Ровно вдвенадцать часов ворота открылись, и Павел, в гневе ворвавшись в

крепость, обрушился на коменданта с упреками.

Тот невозмутимо показал императору его же рукой подписанный приказ.Павлу ничего не оставалось, как похвалить полковника за исполнительностьи дисциплину. Комендант тут же получил звание генерал-майора и был

отправлен нести караул под продолжавшийся дождь.

Александр I и честность

В последние годы жизни Александр Первый был весьма богобоязненнымчеловеком. В канун Рождества, совершая паломническую поездку, императорненадолго остановился на почтовой станции. Войдя в избу станционногосмотрителя, Александр увидел на столе Библию и поинтересовался, часто ли

смотритель ее читает.

Тот заверил царя, что весьма часто. Выслав под каким-то предлогомсмотрителя из комнаты, император вложил между страниц Писания пятьсторублевых банкнот (гигантские по тем временам деньги) и вскоре уехал.Спустя двенадцать дней, в Крещение, Александр возвращался в Петербург

через эту же станцию.

Увидев книгу на том же месте, император снова поинтересовался усмотрителя, читал ли он книгу с тех пор, как они виделись. Смотрительснова горячо уверил его, что читал, и не раз. Александр пролистал Библию– ассигнации были на месте. Он пожурил смотрителя за обман и приказал

раздать деньги сиротам.

Источник: https://avtomat-kx.livejournal.com/4593054.html

Портреты русских цариц и царевен

Престранные хобби российских царей и цариц
?

Первые светские портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. Рассказываю о том, как изображали обитательниц кремлевских теремов в допетровскую эпоху и как отличить их фальшивые изображения от настоящих.

Царская невеста

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами.

Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея (№1).

В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой.

Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты, демонстрирует все черты наивного портретного искусства.

У царицы неестественная поза, платье — будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Так изображали женщин в Кремле отечественные мастера, но работали над портретами и иностранные живописцы. Их произведения более реалистичны, только вот великие художники до Руси не доезжали и среди этих полотен нет шедевров.

Один из таких иностранцев, имя которого не сохранилось в истории, тоже написал портрет царской невесты Марфы — овальную картину из Русского музея (№2). На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку.

Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу.

Поэтому в портрете из Гатчинского дворца (№3), созданном неизвестным автором уже в XVIII веке, с трудом угадывается исходный образец: краски на нем ярче, а сама Марфа красивее.

После смерти мужа Марфа Апраксина прожила еще 33 года как набожная вдова, не изменив своему образу жизни даже после того, как Петр I приказал ей переехать в новую столицу. На портрете, написанном в поздний период (№1), она предстает уже совсем иной: строгая немолодая женщина в мрачной одежде. Это не единственный сохранившийся портрет царской вдовы: на другом изображена вторая жена царя Алексея Михайловича — Наталья Нарышкина.Она одета чуть наряднее, но тоже очень сдержанно (№2). Эта картина известна в десятке копий — портрет матери Петра Великого пользовался популярностью. Однако из архивных документов известно, какая из этих картин — оригинал (№3). Редкий случай — сохранилось даже имя живописца. Это был мастер Оружейной палаты Михаил Чоглоков, написавший портрет «во успении» в 1694 году, в течение девяти дней после смерти царицы. (Светский жанр портретов «во успении», которые предназначались для родственников и помещались в жилых покоях, возник в России в самом конце XVII века, до этого парсуны в основном предназначались для надгробного иконостаса в церкви).

Царские сестры

Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. На самом торжественном портрете (№1) — царевна Софья Алексеевна, правительница-регент государства. Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Царевна написана в короне, со скипетром и державой, притом что помазана на царство она не была.

Такая сложная композиция, нетипичная для русского искусства XVII века, проникла к нам из Европы: искусствоведы предполагают, что портрет Софьи написан на основе гравюры (№2) Леонтия Тарасевича, учившегося искусствам в Аугсбурге.

Об этой работе ученым известно из судебного дела пособника царевны Федора Шакловитого — заказ образа Софьи со всеми регалиями ставился ему в вину, а все оттиски этой гравюры по указу Петра I разыскивались и уничтожались.Неизвестно, писали ли портреты Софьи во время ее заключения в монастыре, но другая царевна в аналогичной ситуации для портрета позировала.

В 1698 году по приказу Петра I единоутробная сестра Софьи царевна Марфа Алексеевна была пострижена в монахини за сочувствие и помощь свергнутой правительнице. Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. Долгие годы там же хранилось ее изображение — сначала в монастыре, а потом в музее, но в 1986 году картину украли.

Литография (№3), сделанная с портрета царевны Марфы в XIX веке, свидетельствует о том, что арестантку-монашку писали примерно так же, как царскую вдову, — в скромном головном уборе, без каких-либо атрибутов роскоши.

Вымышленные портреты

Однако царевна Софья предстает на полотнах и совсем иной — юной прекрасной девушкой (№1). Это другой тип портретов — вымышленные: с реальностью они не имеют ничего общего.

Дело в том, что подобные изображения Софьи — как и образы ее матери Марии Милославской (первой жены Алексея Михайловича, №2), а также бабушки Евдокии Стрешневой (жены Михаила Федоровича, №3) — создавались отнюдь не при жизни моделей.Это ретроспективные портреты — выдумка живописцев XVIII– XIX веков.

Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков, и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля.

Узнать подобные вымышленные портреты легко: женщины на них наряжены в горностаевые мантии, которые появились в России как знак монаршего достоинства только после Петра, вместе с другими европейскими регалиями. Кроме того, у них массивные головные уборы, которых нет больше ни на каких других женских изображениях Романовых.

Из царицы — в монахини

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника (№1) попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря.

В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее (№2). На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Эта картина была написана в период царствования ее внука Петра II, когда ее освободили из-под надзора и доставили в столицу, доживать в роскоши. Одежда на ней не монашеская, однако темная и скромная.Этот портрет был оригиналом, скопировав который изобразил Лопухину и неизвестный провинциальный примитивист — да так, что ее не узнать (№3).

На этой парсуне царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом.

Женщины нового века

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I — женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой (№2) — вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье (№1) и Анне.

Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина — и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски.

А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде — в образе богини Венеры (№3). Наступает новая эпоха…(с) Софья Багдасарова,
культура.

рф, 2016***

Мой канал про искусство в телеграмм Подписывайтесь!

культура.рф, цари

  • В Благовещенском соборе Московского Кремля, в иконостасе, стоит весьма интересная икона. Она называется Шуйская-Смоленская икона Божией Матери.…
  • Недавно показывала золотой гроб (раку) царевича из Архангельского собора, а вот еще предметы любопытные. Дело в том, что вскоре после положения в…
  • Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская «маска Тутанхамона». Младший сын Ивана Грозного, как…

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1170087.html

Престранные хобби российских царей и цариц

Престранные хобби российских царей и цариц

Источник фото: pixabay.com

Кто-то увлекается шахматами и составлением гороскопов, кто-то – игрой в солдатиков или постройкой настоящего дворца изо льда – и это не милые увлечения современных подростков, а самые странные хобби российских царей и цариц.

Наши правители знали толк не только в ведении внешней и внутренней политики. Им удавалось виртуозно развлекаться, хотя в те далекие времена не было ночных клубов, дайвинга или хотя бы интернета.

Давайте узнаем, чем же увлекались русские цари и царицы? Что вселяло в их души радость и позволяло расслабиться?

Петр III

Источник фото: pixabay.com

Об императоре Петре III историки редко отзываются положительно, называя российского правителя инфантильным и слабохарактерным. В этом есть и толика правды. Ведь истинным увлечением царя был не только алкоголь и пристрастие к красивым видным женщинам. Всё это уходило на второй план, когда Петр III приступал к… игре в солдатиков. Правитель буквально болел этим хобби.

В его личной коллекции игрушек насчитывалось несколько тысяч фигурок – целая армия. Император подходил к своему увлечению с максимальной серьезностью. Для игры у него было несколько столов. На них он расставлял своих игрушечных героев и представлял ход сражения.

Кстати, при любом удобном случае царь старался пополнить свой отряд и никому не позволял насмехаться на любимым хобби.

На заметку! Петр III был силен во внешней политике только во время игры в любимых солдатиков. На деле же всё было не так радужно и благополучно. Ведь именно он вернул Пруссии все территориальные завоевания, которые сложно дались его предшественникам.

Павел I

Источник фото: pixabay.com

Для ученых Павел I во многом остается одной из самых загадочных фигур в российской истории. Однако правитель подробно вел личный дневник, что позволило исследователям приоткрыть завесу тайны и немного приблизиться к разгадке этой личности.

Известно, что Павел I очень увлекался книгами. Он прочел неимоверно большое количество произведений самых разных авторов. В зрелом возрасте он стал интересоваться архитектурой, но настоящей любовью царя стали воинские мундиры.

Он даже делал собственные зарисовки военной одежды. Возможно, при жизни увлечение императора не нашло продолжения, но в наши дни он мог бы претендовать на успех.

Во всяком случае его эскизы ничуть не хуже наработок Юдашкина в этой области.

Елизавета Петровна

Источник фото: pixabay.com

Российская история знает не так много правителей в женском лице. Одной из них стала Елизавета Петровна. Ее хобби – это охота, верховая и лодочная езда. Так что она могла дать фору многим мужчинам того времени. При этом императрица легко разговаривала на французском и прекрасно танцевала.

На заметку! Но вот обучение можно смело назвать анти-хобби царицы. Елизавета Петровна не читала книг, считала, что Великобританию можно перейти за 1 час, и была совершенно безграмотной особой даже для тех времен.

Иван Грозный

Источник фото: pixabay.com

Еще одна одиозная личность в российской истории – Иван Грозный. С того времени сохранилось слишком мало источников, чтобы с уверенностью говорить об увлечениях самого строгого и одного из наиболее кровавых правителей.

Но считается, что Иван IV в детстве был увлечен… издевательствами над животными. Он часто просил принести ему щеночка или котенка, после чего взбирался с животным на высоту и выбрасывал его. Так это или нет, но об опричнине хорошо известно всем, кто учил историю. А потому сомневаться в жесткости этого российского царя точно не приходится.

Обратите внимание! Среди прочих увлечений Ивана Грозного отмечается виртуозное мастерство ведения игрой в шахматы и любовь к астрологии. Гороскопы он любил составлять сам.

Перт I

Источник фото: pixabay.com

Еще один правитель, перевернувший ход российской истории, — Петр I. Однако и ему не были чужды различные увлечения. Он был бесконечно влюблен в монеты. Их царь не только коллекционировал, но и делал сам. У императора был целый альбом, в котором он хранил свои «сокровища». Правитель мог часами рассматривать свои монетки, чистить их и перебирать, раскладывая по специально отведенным ячейкам.

Среди прочих увлечений первого императора в истории России есть и другие странности. Так, он очень любил вырывать зубы у своих подчиненных. Нет, это вовсе не было пыткой или казнью. Просто царь стремился всё и всегда делать сам, в том числе и лечить людей.

Это только некоторые престранные хобби российских царей и цариц. У Николая II и его предшественников тоже были весьма любопытные увлечения!

Источник: https://vsezdorovo.com/2018/02/kto-vo-chto-gorazd-prestrannye-xobbi-rossijskix-carej-i-caric/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.