Есть ли синий цвет: почему мы начали видеть его только недавно?

Содержание

Сенсация: синего цвета раньше не существовало!

Есть ли синий цвет: почему мы начали видеть его только недавно?

В этой статье речь пойдет о том, как мы видим окружающий нас мир и каким образом мы воспринимаем столь важное явление как цвет, даже не замечая этого. Например, знали ли вы, что до сравнительно недавнего времени такого цвета, как «синий» не существовало, по крайней мере, в таком виде, как мы привыкли думать о нем?

Занимательный факт: в древних языках нет слова для описания синего цвета: ни древнегреческий, ни китайский, ни японский, ни даже иврит не имеют ничего подобного. А если нет слова для обозначения цвета, то сам собой напрашивается вывод о том, что древние люди его вообще не видели.

Как мы поняли, что синего раньше не существовало?

В своей «Одиссее» Гомер описывает море цвета «темного вина».

Но почему «темное вино», а не темно-синий или зеленый?

В 1858 году ученый по имени Уильям Гладстон, который позже стал премьер-министром Великобритании, заметил, что это еще не самое странное описание цвета.

И хотя поэт страницу за страницей описывает сложные детали одежды, доспехи, оружие, черты лица, животных и многое другое, приведенные им цветовые характеристики звучат весьма необычно. Железо и овцы у него фиолетовые, а мед – зеленый.

И вот Гладстон решил посчитать, сколько раз в книге упоминаются разные цвета. И в то время как черный упоминается почти 200 раз, а белый – 100 раз, другие цвета встречаются довольно редко.

Например, красный упоминается менее 15 раз, а желтый и зеленый даже менее 10 раз.

Гладстон начал изучать другие древнегреческие тексты и заметил то же самое – ни в одном произведении никогда не было ничего, что бы описывалось как «синее». Такого слова даже не существовало.

Казалось, греки жили в мутном и грязном мире, лишенном цвета. Их в основном окружал черно-белый и «металлический» мир, со случайными вспышками красного или желтого цвета.

Гладстон думал, что отсутствие синего – это, пожалуй, уникальное явление, характерное только для греков, но филолог Лазарь Гейгера, последователь работы Гладстона, заметил, что это наблюдается и во многих других культурах.

Он изучил исландские саги, Коран, древнекитайские рассказы и древнееврейский вариант Библии.

Об индуистских ведических гимнах он писал: «Эти гимны, состоящие из более чем десяти тысяч строк, полны описаний небес, чаще которых упоминается разве что солнце и игра красных цветов зари.

День и ночь, облака и молнии, воздух и эфир – все это разворачивается перед нами в этих древних текстах снова и снова. Но есть одна вещь, о которой никто не сможет когда-либо узнать из этих старинных песен. И это то, что небо голубое».

Гейгер решил выяснить, когда синие предметы начали появляться в различных языках, и он обнаружили странную картину по всему миру.

В каждом языке первыми появлялись слова для названия черного и белого или темного и светлого. Следующее слово, обозначающее цвет, которое появлялось в языках (в каждом изучаемом языке по всему миру) было слово «красный» — цвет крови и вина.

После красного, исторически, появляется желтый, а потом – зеленый (хотя в различных языках желтый и зеленый меняются местами). Последним из всех цветов появляется синий.

Но существовала одна единственная древняя культура, которая имела слово для описания синего. Это культура древних египтян. И, к тому же, только они могли получать краситель синего цвета.

Если вы подумаете немножко на эту тему, вы заметите, что синий не часто встречается в природе.

Почти нет голубых животных, голубые глаза достаточно редко встречаются (по сравнению с другими цветами), и синие цветы – это в подавляющем большинстве творения человека.

Существует, конечно, небо, но действительно ли оно синее? Как мы узнали из работ Гейгера, даже Писание, при его постоянном созерцании неба, не указывает, что небеса синие.

Разве небо действительно голубое? И что все это вообще значит?

Один из известных исследователей, Гай Дойчер, автор «Через язык стекла: Почему мир в разных языках выглядит по-разному», провел интересный эксперимент.

Своей целью он выбрал один из первых детских вопросов: «Почему небо голубое?».

И вот однажды он решил сделать так: он никогда не описывал цвет неба своей маленькой дочери, а затем в один прекрасный день спросил ее, какой цвет она видит, когда поднимает глаза к небу.

Алма, дочь Дойчера, понятия не имела, как ответить на этот вопрос. Небо для нее было бесцветным. В конце концов, она решила, что небо было белым, а потом передумала, и сказала: «Синее!». Таким образом, синий цвет – это не первое, что увидела девочка.

Прежде чем мы откроем все карты, давайте вместе разбираться: 

Действительно ли древние люди не видели синий?

Разобраться в этом очень сложно, потому что мы не знаем точно, что происходило в мозгу Гомера, когда он описывал море цвета темного вина и фиолетовых овец.

Но мы знаем, что древние греки и другие нации в древнем мире имели такую же биологию, как и современный человек, и поэтому они обладали точно такой же способностью видеть цвета, как и мы.

Но действительно ли вы видите что-то, если у вас для этого даже нет слова?

Исследователь по имени Жюль Давидов отправился в Намибию, где он провел эксперимент с племенем Химба, который говорит на языке, в котором нет слова для описания синего или, точнее сказать, нет слова для описания различия между синим и зеленым.

Член одного из племен Намибии участвует в исследовательском проекте.

Когда им показывали круг с 11 зелеными квадратами и одним синим, они не могли выбрать, какой из квадратов отличается от других. А тем, кому удавалось увидеть разницу, понадобилось для этого очень много времени, и ими было сделано очень много ошибок. Четко указать на синий квадрат не удалось никому.

Но в племени Химба есть гораздо больше слов для описания различных оттенков зеленого, чем в английском, французском или русском языке. И при взгляде на круг из зеленых квадратов, среди которых только один имеет немного другой оттенок, они сразу могут заметить отличающийся квадрат. А сможете ли вы сделать это?

Итак, проверим! Какой квадрат имеет отличный оттенок?

Согласитесь, для большинства из нас, это будет намного сложнее, чем для представителей племени Химба.

А уникальный квадрат находится здесь:

Давидоф говорит, что не имея слова для описания цвета, без возможности идентифицировать его, нам труднее заметить его, даже если наши глаза действительно видят этот цвет. Это является уникальным фактом! Поэтому, даже перед тем как такое слово как «синий» стало достоянием общественности, может быть, люди все равно уже видели его. Но, кажется, они попросту не осознавали это.

Поэтому, если вы не можете видеть что-то, можно ли сделать вывод, что этого не существует? Разве появляются новые цвета, которых никогда не существовало? Вряд ли. Скорее всего, все обстоит несколько иначе. Появляются не новые цвета, а наша способность замечать уже существующие…

Источник: https://miridei.com/interesnye-idei/neveroyatnye-fakty/sinego_ne_suschestvovalo/

Почему люди не видели синий цвет до недавнего времени — 8 Июля 2015 — Clouds

Есть ли синий цвет: почему мы начали видеть его только недавно?

Знаете ли вы, что люди не различали синий цвет вплоть до современной эпохи? А что в некоторых священных писаниях небо не голубое? Или что в «Одиссее» Гомера овцы фиолетовые? Эта статья о том, в каких цветах люди видели мир раньше и когда мы научились различать синий.

Ещё недавно в истории человечества такой цвет, как синий, просто не существовал. Нет слова, определяющего этот цвет, в таких древних языках, как греческий, китайский, японский, иврит. Мало того, что нет слова, есть свидетельства, что древние люди не видели этот цвет вовсе.

Как мы узнали, что синего цвета не хватает?

Всё началось с древних произведений. В «Одиссее» Гомер сравнивает цвет моря с цветом тёмного вина, но почему не упоминает синий или зелёный?

В 1858 году учёный Уильям Глэдстон заметил, что это не единственное странное описание цвета в этом произведении. Гомер описывает также детали одежды, вооружения, брони, черты лица, животных, и цвета, которые он присваивает многим вещам, крайне странные. Например, железо и овцы фиолетовые, а мёд зелёный.

Глэдстон решил подсчитать, сколько раз встречается упоминание цветов в «Одиссее». Чёрный приблизительно 200 раз, белый около 100, красный 15 раз, а жёлтый и зелёный менее 10 раз.

Тогда он стал изучать другие древнегреческие произведения и заметил интересную закономерность: нигде не упоминался синий цвет. Нет даже намёка на него. Такое ощущение, что греки жили в тёмном и мутном мире, лишённом ярких цветов. Были только белый, чёрный и цвет металла с редкими вкраплениями красного и жёлтого.

Гладстон предположил, что это была какая-то общая черта, присущая только грекам, но филолог Лазарус Гейгер продолжил его работу и пришёл к выводу, что это справедливо и для других древних культур.

Он изучил исландские саги, Коран, древнекитайские истории и древнееврейскую версию Библии. Вот, например, что он написал об индуистских ведических гимнах:

Эти гимны состоят из более 10 тысяч строк, где множество раз встречается описание небес. Едва ли что-нибудь описывается чаще, чем небеса. Солнце, закаты, день и ночь, тучи и молнии и много чего ещё. Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний. Это то, что небо синего цвета.

Лазарус Гейгер

В древности не было синего цвета, он не отличался от зелёных и тёмных оттенков.

Тогда Гейгер стал копать дальше и выяснять, когда же появился синий цвет. И выявил ещё одну интересную закономерность. В каждом языке сначала были определения для тёмных и светлых оттенков, далее появлялось слово «красный» — цвет крови и вина, а только потом жёлтый и зелёный. И в самом конце, через много лет, наконец-то появился синий.

Единственная древняя культура, которая различала синий цвет, — египетская. У египтян даже была краска синего цвета.

Если так задуматься, то синего цвета не так много в природе. Есть, конечно, небо. Но действительно ли оно синее? Как мы видим из работ Гейгера, даже священные писания, которые часто описывают небеса, необязательно видят его таковым.

Один исследователь, Гай Дойчер, автор книги «Сквозь зеркало языка», провёл любопытный эксперимент. Он знал, что один из первых вопросов, который задают многие дети, это «Почему небо голубое?». Так он растил дочь, стараясь при этом не описывать ей цвет неба, и однажды обратился к ней с вопросом, какой цвет она видит, когда смотрит на небо.

Девочка не могла ответить. Небо было для неё сначала бесцветным. Далее она решила, что оно белое. И только спустя некоторое время пришла к выводу, что оно синее.

Синий цвет был для неё не первым, который она увидела. Он был последним.
 

Могут ли люди видеть цвета, которым ещё нет определения?

Ответ на этот вопрос дать сложно, потому что мы не знаем, что происходило в голове у Гомера, когда он описывал море цвета тёмного вина и фиолетовых овец. Но мы знаем, что древние греки и представители других древних культур имели такое же биологическое строение и способность воспринимать цвета, как и мы с вами.

Но действительно ли вы можете видеть то, чему ещё нет описания?

Учёный Джули Давидофф специально ездил в Намибию, чтобы выяснить это. Там он провёл эксперимент в местном племени химба, которое говорит на языке, где нет определения синему цвету и нет различий между голубым и зелёным.

Он показал им круг с 11 зелёными квадратами и одним голубым. Члены племени не смогли показать, какой из них отличается.

Но химба имеют в запасе больше слов, описывающих зелёный цвет, чем мы. Когда они смотрели на круг из зелёных квадратиков, где один немного отличался оттенком, они сразу же указывали на него.

А вы сможете?

Для большинства из нас это сложно.

Вот он, другой квадратик.

Джули Давидофф сделал вывод, что без слова, определяющего цвет, без способа его идентификации, нам очень сложно заметить какое-то различие, хотя наши глаза физически их воспринимают.

Итак, прежде чем синий цвет стал общепринятой нормой, люди могли видеть его, но не понимали, что они видят.

Получается, что новые цвета постепенно появляются в нашем мире. Не фактически (они уже существуют в природе), просто с течением времени люди развивают способность видеть и различать их.

Интересно, видите ли вы сейчас что-нибудь, что другие пока не видят? И действительно ли это что-то существует?

Источник: http://marinamore.ucoz.com/news/pochemu_ljudi_ne_videli_sinij_cvet_do_nedavnego_vremeni/2015-07-08-54

Почему древние люди не видели синий цвет

Есть ли синий цвет: почему мы начали видеть его только недавно?

Как известно, в «Одиссее» Гомер описывает «море цвета темного вина».

Но почему «цвета темного вина», а не «темно-синее» или «зеленое»? В 1858 году ученый Уильям Гладстон, который позже стал премьер-министром Великобритании, заметил, что это не единственное странное описание цвета у великого грека.

Несмотря на то что поэт в каждой песне приводит описания сложных деталей одежды, доспехов, оружия, черт лица, животных и многого другого, упоминаемые им цвета кажутся странными: железо и овцы — фиолетовые, мед — зеленый.

Гладстон решил подсчитать, сколько раз упоминается в книге каждый из цветов.

Черный встречается около 200 раз, белый — приблизительно 100, а вот остальные цвета упоминаются редко: красный — менее 15 раз, желтый и зеленый — менее 10.

Изучив другие древнегреческие тексты, Гладстон обнаружил ту же закономерность — в них не было ничего, что описывалось бы как «синее». Такого слова даже не существовало.

Казалось, греки жили в мутном, грязном мире, лишенном ярких красок, по большей части черного, белого и металлического цветов со случайными вспышками красного и желтого.

Гладстон предположил, что это, возможно, было уникальной особенностью греков. Но филолог Лазарь Гейгер продолжил его исследования и выяснил, что эта закономерность прослеживается и в других культурах.

Он изучал исландские саги, Коран, древние китайские рассказы и древнееврейский текст Библии. Анализируя индуистские ведические песнопения, он отмечает: «Эти тексты, включающие более десяти тысяч стихов, полны описаний небес.

Вряд ли какой-либо объект описывается чаще. Солнце и игра цвета на краснеющем во время восхода крае неба, облака и молнии, воздух и эфир — все это разворачивается перед нами снова и снова.

Но в этих древних песнях нигде не упоминается, что небо — голубого цвета».

У этих народов не было синего — потому что его не могли отличить от зеленого или более темных оттенков.

Гейгер решил выяснить, когда слово «синий» появилось в языках, и обнаружил странную закономерность. В каждом языке изначально существовали слова для черного и белого, тьмы и света.

Следующее по времени появления обозначение цвета в каждом изученном языке — слово «красный», цвет крови и вина.

После красного традиционно появляется желтый, а позже — зеленый (хотя в некоторых языках желтый и зеленый меняются местами). Последним во все языки приходит синий.

Единственной древней цивилизацией, создавшей слово для синего, были египтяне — и вполне закономерно, что единственной культурой, производившей синий краситель, также была древнеегипетская.

Если подумать, синий не так уж часто встречается в природе: синих животных почти не существует, голубые глаза — редкость, а синие цветы по большей части являются результатом селекции. Конечно, есть небо, но голубое ли оно на самом ли деле? Как мы узнали из работы Гейгера, даже в священных текстах, в которых небо упоминается постоянно, оно все равно не обязательно «синее».

Действительно ли небо голубое

Исследователь Гай Дойчер, автор книги «Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе», провел социальный эксперимент. В теории один из самых первых детских вопросов во всем мире — «Почему небо голубое?». Ученый вырастил свою дочь, стараясь никогда не заострять внимание на цвете неба, а затем однажды спросил ее, какой цвет она видит, когда смотрит ввысь.

Альма, дочь исследователя, не знала ответа. Для нее небо было бесцветным. Сперва она решила, что небо белое, а потом в конечном итоге, что оно голубое. То есть голубой цвет не был первым, который она увидела, и это был не тот ответ, к которому она интуитивно склонялась, хотя именно на нем она остановила в итоге свой выбор.

Получается, до того, как появилось это слово, люди не видели синего цвета?

С этим предположением все немного сложнее, потому что мы не можем точно сказать, о чем думал Гомер, когда описывал море цвета «темного вина» и фиолетовую овцу, — но мы точно знаем, что древние греки и вообще все древние цивилизации имели то же строение глаза и мозга, а следовательно, ту же способность различать цвета, что и мы.

Но можете ли вы увидеть нечто такое, для описания чего у вас нет подходящего слова?

В поисках ответа на этот вопрос исследователь Жюль Давидофф отправился в Намибию, в гости к племени химба. Это племя говорит на языке, не имеющем специального обозначения для синего, в нем синий и зеленый «слиты» на лексическом уровне.

В рамках эксперимента членам племени показали круг, где 11 квадратов были зелеными, а 1 — синим. Большинство участников не смогло выбрать тот, который отличался от других. Те же, кто разницу все-таки заметили, потратили намного больше времени и сделали при этом больше попыток, чем потребовалось бы даже слабовидящему человеку из развитой страны.

С другой стороны, у племени химба оказалось больше слов для определения оттенков зеленого, чем в английском языке. Взглянув на круг зеленых квадратов, один из которых немного отличается оттенком от остальных, они могут мгновенно определить, какой из квадратов не такой, как все. А вы?

Какой квадрат отличается от других?

Для большинства из нас это сложное задание.

Сдаетесь?

Вот квадрат, отличающийся от других:

Давидофф пришел к выводу, что без слова для описания цвета, без идентификации его как отличающегося нам намного сложнее заметить разницу между цветами — даже если наши органы зрения обладают точно такими же физиологическими характеристиками, как глаза тех, кто легко видит эту разницу.

Выходит, до того, как синий стал распространенным понятием, люди могли видеть его — но, похоже, они не знали, что видят. Если вы видите что-то, но не знаете об этом, существует ли оно? Большой вопрос, который следует переадресовать представителям существующей с недавних пор науки нейрофилософии.

Источник: https://knife.media/no-blue/

Голубой или розовый: Почему люди видят разные цвета одной и той же одежды

Есть ли синий цвет: почему мы начали видеть его только недавно?

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии — белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения.

Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает.

Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем — бело-голубым, а на закате — красным.

Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это — наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне — и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу — разные длины волн соответствуют разным цветам.

Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите.

Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, — говорит Джей Нитц. — Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие — одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, — говорит Бевил Конвей, невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный — после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном.

К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то — что против.

Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним — что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая — через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой — жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, — объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, — говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими — как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, — поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья.

Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии.

Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://yorick.kz/goluboj-ili-rozovyj-pochemu-lyudi-vidyat-raznye-tsveta-odnoj-i-toj-zhe-odezhdy/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.